Главная » Статьи » Мои статьи

С чего все начиналось

 Вместо предисловия

  

"Добро пожаловать на нашу страничку, посвященную истории парусного флота, великим путешествиям и путешественникам, знаменитым флотоводцам и пиратам, морским курьезам и морским тайнам". 


 Да! Именно так все это и задумывалось. Отчасти из-за нарастающего интереса к этой теме, отчасти из-за желания сделать что-нибудь в виде интерактивной энциклопедии. И, как обычно это бывает, в процессе работы появились новые вопросы, различные НО, А ЕСЛИ ВОТ ТАК, и завело это в такое болото...

Проработав в школе 4,5 года в качестве учителя технологии, я столкнулся  со всеми прелестями и проблемами этого специфического предмета. Отсутствие материально-технической базы как таковой, недостаток инструмента, приспособлений, материала для заготовок, навороченная программа и не очень хорошие учебники. И в этих условиях мы должны не просто учить, научить, привить, направить, наставить и прочие -ить, мы должны сделать наших детей гениями. Не верите? Загляните в учебник  "Технология" для 5 класса под редакцией Симоненко В. Д. и прочитайте определение  творческого проекта (стр. 120), который учащиеся должны сделать в течение нескольких занятий. 

 "Творческий проект - это самостоятельная итоговая работа... Цель любого проекта направлена на изменение окружающей человека искусственной среды. Проект также должен предусматривать изготовление нового, эффективного, конкурентоспособного изделия, отвечающего потребностям человека и пользующегося спросом у покупателя." 

(Технология: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений: Вариант для мальчиков/А.Т. Тищенко, П.С. Самородский, В.Д. Симоненко, Н.П. Шипицин; Под ред. В.Д. Симоненко.- 4-е изд. - М,: Просвещение, 2000. - 174с.)

 Каково! Вам понравилось? Да на всем земном шаре, дай бог, процентов 5 от всего человечества создают действительно что-то новое в технике, науке, искусстве и прочих областях нашей жизни. Остальные только пользуются всей этой новизной. И вот на фоне этого определения дается образец творческого проекта "Разработка и изготовление садового рыхлителя" или "Приспособление для распиливания" (обыкновенный упор из трех брусков по чертежам журнала "Моделист-конструктор"). Не мудрено, что после такого на одной из районных олимпиад по технологии в качестве творческого проекта были выставлены: "Разработка и изготовление молотка", "Разработка и изготовление мышеловки". Темы актуальнейшие и сложнейшие! Я не говорю уже о том, сколько в мозгах от разработки этих тем прибавилось. Гении!!! 

Четыре с половиной года я пробовал, экспериментировал, пытался и так и эдак, и не знал, что решение многих проблем, связанных с неудовлетворенностью работой, буквально рядом, руку протяни. Но мысли "бродили" и постепенно картина стала вырисовываться. Сначала возникла идея сделать что-то вроде интернет-сайта в программе FrontPage. И поскольку с детства мне были ближе паруса, а не крылья и колеса, я начал собирать материал по истории развития парусного флота. Но в процессе работы  понял, что это уводит меня в сторону  истории и ни на шаг не приближает к технологии. Тупик?

И вот однажды, во время урока, я задал ребятам вопрос: "Чем отличается модель от макета?" Люди называют это озарением, ключевым словом. Я называю это бестолковщиной. Сколько раз за эти 4,5 года я произносил эти слова? Не сосчитать. Это проходило мимо, не задевая и не волнуя. А зря! А в тот момент меня как прошило от макушки до пяток. Вот оно! Моделирование. В тот день я понял - нельзя в качестве творческого проекта давать или разрешать брать какие либо стандартные изделия (изготавливать такие вещи можно во время уроков в качестве закрепления навыков работы с инструментом). Это не ведет к развитию, это ведет к деградации. Проект должен быть сложным, с достаточно большим количеством деталей, причем самых разнообразных. И в этом может помочь именно моделирование.

Что такое модель? Модель - это уменьшенная копия какого-либо устройства, механизма, машины и т.п. Чтобы выполнить подобный проект необходимо знакомиться с литературой по избранной теме, искать аналоги, прототипы, анализировать их, разбирать "по косточкам", разбираться в принципе действия и пр., и пр., и пр. Работа, на мой взгляд, достаточно интересная и кропотливая. Это именно то, чем занимались в советское время нашей истории кружки при домах пионеров. Там действительно шло развитие. А вот в школе - в 90% происходила монотонная отработка отдельных  рабочих движений. Вспомните, дорогие взрослые, как мы часами опиливали заготовки для молотков, циркулей и прочих вещей. По себе помню - радости мне это не доставляло. И при всем этом в мастерских стояли уже фрезерные и токарные станки.  

Но вернемся к проектам. Конечно не все ученики смогут выполнить сложный проект. Для многих из них проще всего - просто ничего не делать. Но зато лучшие ученики вместо молотков и мышеловок будут делать изделия, достойные того, чтобы ими гордиться. Плюс интеллектуальное развитие и приобретение навыков и знаний в различных областях техники и науки. А от этого недалеко и до самостоятельного технического творчества, что неизбежно приведет к изобретению чего-то, по настоящему нового, еще не изобретенного. Моделирование - это база, основа будущих творческих успехов. 

Нужно было пробовать. И в работе над энциклопедией я стал отходить от истории в сторону технологии. Искал книги для судомоделистов, журналы, рылся в интернете, безбожно сканировал и перерисовывал чертежи, рисунки, схемы. Это был период, когда я занимался исключительно компиляцией и плагиатом. Но это было необходимо. Материал разрастался, и вот появились новые разделы, появилась экспериментальная программа для 8-х классов с использованием модуля "Основы судомоделирования", появилось планирование и план-конспекты уроков. Появились первые теоретические чертежи, рисунки и схемы выполненные мною с графическом редакторе  Corel Draw 11. Появились заготовки для технологических карт на изготовление различных деталей. И в 2003-2004 учебном году я как в омут с головой, бросил  в судомоделирование шестиклассников и самого себя.

Конечно, работы шестиклассников далеки от совершенства, и далеко не все справились с заданием, но лучшие  доказали - они могут.

(Возможно продолжение следует)

Категория: Мои статьи | Добавил: tangar (21.03.2012)
Просмотров: 1048 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 2
2 emeljanovvsewold  
ученик 6 класса я не нашёл правил работы и устройства станка на сайте хотя завтра контрольная
буду пытаться ответить

1 SLAVEC  
Прекрасная статья и по совместительству мемуары, Андрей Владимирович! Полностью поддерживаю Вашу профессиональную точку зрения, особенно в вопросе о том, каким должен быть творческий проект для школьников!
p.s. Очень рад, что в мои школьные годы уроки технологии проходили под Вашим чутким руководством, что удалось поучаствовать аж в трех олимпиадах по технологии и поступить в ВГПУ по результатам последней , что приобрел определенные навыки работы с инструментами и станками! Я горжусь тем, что учился у Вас и до сих пор учусь prof respect !!!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]