Главная » Файлы » ПОГОВОРИМ О МАТЕМАТИКЕ

IT технологии и образовательный процесс
16.02.2014, 21:00

Учитель математики

гимназии № 32 Василеостровского района

г. Санкт-Петербург

Болотова Н.В.


Технология профессионального успеха

в условиях внедрения информационных технологий в образовательный процесс


Начало моей педагогической деятельности было очень успешным: у меня были хорошие классы, в которых без особых усилий, удавалось удержать на хорошем уровне процент качества. Мы участвовали в олимпиадах, занимали призовые места. Это были успешные дети, которых не надо было подталкивать.

Но вот в моей жизни появился 5е класс. Первичная диагностическая работа по математике показала 0% качества и 30% успеваемости. Но что есть – то есть, и с этим надо работать, хотя, казалось, что пришел конец моей успешной профессиональной карьере.

Повеял ветер перемен. Пришлось много работать над собой, конечно же, в содружестве с коллегами. Первичную роль в этой деятельности сыграл школьный психолог.

Психологическая диагностика показала низкий уровень интеллекта, минимальную готовность к какой-либо деятельности со стороны учеников. Пустота душевно-личностного пространства заполнялась у них мощным потоком школьной тревожности. Взяв на вооружение слово "деятельность" и ощущая, что на уроке она пока минимальна, я пыталась создать благоприятный фон, на котором деятельность стала бы успешной.

Сегодня на уроке вступить в сотрудничество со своими учениками становится день ото дня все тяжелее. Поток информации, который лавиной обрушивается на них, делает их, к сожалению, слишком инфантильными в процессе учебной деятельности. Переключить ученика на нужную волну с интеллектуальной мотивацией, порой просто невозможно. Поэтому для меня система внедрения информационных технологий в образовательный процесс рассматривается, в первую очередь, как необыкновенный источник эмоциональных способов вступления в контакт со своими учениками.

Не случайно мы сегодня слышим термин "эмоциональный интеллект". И современные исследования подтверждают, что преуспевающие люди именно по уровню эмоционального интеллекта превосходят своих современников.

Положительные эмоции – это то, от чего ни один из учеников, неважно, сильный он или слабый, не откажется. Поэтому свой урок я всегда начинаю со слайда, казалось бы, на отвлеченную тему и который несет или эмоциональный заряд, или смысловой ключ к рассматриваемой далее теме. В конце урока мы обязательно возвращаемся к увиденному в начале. Для того что бы ответить на вопрос "Зачем этот слайд появился?" и обсудить насколько он был удачен в своей подборке.

Преимущества этого приема следующие:

- есть возможность сформировать положительный фон урока в самом начале;

- у учителя есть несколько минут, пока держится внимание учеников на слайде, на мотивацию к изучению новой темы;

- можно поиграть в ассоциации между реальностью и абстрактными математическими моделями;

- закольцевать урок, так как нам невольно приходится  в конце вспоминать начальный слайд;

- есть возможность вступления учеников в дискуссию с учителем на равных при обсуждении удачности подборки слайда;

- урок начинается с реальной ситуации в жизни и заканчивается возвращением со страниц учебника в мир вокруг нас;

- если подобное начало урока ввести в систему, то со временем дети сами начнут предлагать свои варианты вступительного слайда.

Мы учимся в содружестве не только понимать друг друга, но и ощущать эмоциональный настрой каждого.

Возможность с помощью интернет-ресурсов визуализировать изучаемый материал тоже помогает достичь успешности каждого из учеников. Так, например, иллюстрация к басне Крылова "Лебедь, рак и щука" появляется на первом слайде к уроку по теме "Введение координат вектора", 9 класс. Зачем?...

Всплывает вектор сил из физики, устанавливается невозможности применения понятия "свободный вектор" к физическим величинам, выходим на аналогию с понятием координат точки на плоскости. Цепочка сравнений позволяет ученикам самостоятельно прийти к построению алгоритма введения координат вектора.

Результат: вступили в дискуссию, по аналогии пришли к возможности введения нового понятия через алгоритм построения предыдущего. Цель достигнута. Мыслительная деятельность была активна со стороны всех присутствующих.

Работа с интерактивной доской и презентацией позволяют усиливать эффект живого языка математики. Например, округление чисел. Округлая форма, удобная для чего и когда? Какие виды округлений, помимо математического, существуют вокруг нас? Дети сами ответят на поставленные вопросы при хорошей подборке слайдов.

Варианты:

1.      Цена товара 9999 рублей – антиокругление.

2.      При разговоре 3мин 4 сек по существующему тарифу вы оплатите 5 минут. Это округление по какому закону?

3.      А почему в геометрии мы изучаем свойства именно таких геометрических фигур? При удачной мотивации к учителю рекой польется поток маленьких презентаций на тему, где мы сталкиваемся с треугольниками, прямоугольниками и т.д. будет из чего выбрать для последующих классов и чем раскрасит уроки сегодня. Предмет оживает, дети активны.

Очень интересна работа с тестами на компьютере или через систему электронного тестирования и голосования SMART Response. Появляется возможность от пятерок, четверок, троек и двоек перейти к словесным характеристикам: "Молодец!", "Блестящие результаты!", "Есть над чем поработать". При этом, неплохо приучать детей получая эмоциональный заряд от словесной оценки самостоятельно переходить к пятибальной. Этот переход не у всех и не сразу будет адекватным, но формироваться, при помощи учителя, самооценка, все-таки, будет. Нельзя недооценивать возможности информационных технологий при работе над коррекцией знаний. Прекрасно помогает в этом документ-камера. Она позволяет, например, при согласии ученика, увидеть всему классу написанную им только что работу и тут же разобрать имеющиеся недостатки и ошибки, обсудить возможную оценку.

Преимущества этого приема:

- материал еще интересен, потому что пока не оценен;

- прекрасная возможность в дискуссии услышать друг друга и аргументировать свою точку зрения;

При этом формируется здоровый взгляд на оценку собственных результатов, где первична именно правильность изложенного материала, а не оценка за него. Нельзя не обратить внимание на возможность создания информационных слайдов по предмету для учеников, родителей и коллег где, в первую очередь, представляется информация о возможных олимпиадах и конкурсах, и конечно же, озвучиваются темы работ для творческих проектов.   

Предложенная к обсуждению информация позволяет скорейшим путем найти единомышленников и вступить в творческий процесс поиска наилучших форм изложения материала.

Таким образом, информационные слайды позволяют в новом ракурсе расцвести внеклассной работе по предмету в содружестве с учениками и коллегами.

Вот возможная динамика развития внеурочной деятельности с 5 класса по 9 класс.

5 класс. Внеклассное мероприятие "Первые шаги в геометрии". Цель – забегая вперед приобщать детей к культуре геометрии и ее законам. Всем должно быть интересно, понятно.

 6 класс. Творческий проект "Рисунки в координатах". Готовя учащиеся всей параллели, выбирая из предложенного материала лучшее.

 7 класс. Начиная с 7 класса мы проводим математические конференции на параллель под девизом "Я рада вас видеть, коллеги". Участники конференции: учителя, учащиеся выбранной параллели и старшеклассники. Материал, рассматриваемый на конференции, был слишком прост для общешкольного мероприятия, но доступен и понятен участникам мероприятия. Именно там мы подводим первый итог знакомству с темой зависимости, которая впервые всплывает на уроках математики еще в 5 классе.

  8 класс. Так как в моей системе преподавания всегда присутствует многократное повторение изучаемого материала, то познакомившись с золотым сечением в 6 классе, мы ненавязчиво работаем с этим понятием в течение нескольких лет. В 8 классе позволяем себе подготовить презентацию на эту тему. Цель – дать возможность ученикам ощутить истинность высказывания о том, что природа разговаривает с нами на языке математики.

 9 класс. Продолжая тематику 8 класса, мы работаем над презентацией "Числа Фибоначчи". Эта тема полностью согласуется с предлагаемым по планированию изучением числовых последовательностей.

 

Очень хочется, чтобы следуя за широчайшей системой внедрения информационных технологий в образовательный процесс, мы не увлеклись затехничиванием этого процесса и не забыли о живой человеческой мысли, о живых и нестандартных детях. Мы не должны допустить чтобы они потерялись в мире информатизации. Мы должны помочь им успешными и эмоциональными войти во взрослую жизнь уже умея работать с информацией на свое благо, не потеряв при этом способности к живому человеческому общению.

Категория: ПОГОВОРИМ О МАТЕМАТИКЕ | Добавил: tangar
Просмотров: 458 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]