Главная » Файлы » ПОГОВОРИМ О МАТЕМАТИКЕ |
16.02.2014, 21:00 | |
Учитель математики гимназии № 32 Василеостровского района г. Санкт-Петербург Болотова Н.В. Технология профессионального успеха в условиях внедрения информационных технологий в образовательный процесс Начало моей педагогической деятельности было очень успешным: у меня были хорошие классы, в которых без особых усилий, удавалось удержать на хорошем уровне процент качества. Мы участвовали в олимпиадах, занимали призовые места. Это были успешные дети, которых не надо было подталкивать. Но вот в моей жизни появился 5е класс. Первичная диагностическая работа по математике показала 0% качества и 30% успеваемости. Но что есть – то есть, и с этим надо работать, хотя, казалось, что пришел конец моей успешной профессиональной карьере. Повеял ветер перемен. Пришлось много работать над собой, конечно же, в содружестве с коллегами. Первичную роль в этой деятельности сыграл школьный психолог. Психологическая диагностика показала низкий уровень интеллекта, минимальную готовность к какой-либо деятельности со стороны учеников. Пустота душевно-личностного пространства заполнялась у них мощным потоком школьной тревожности. Взяв на вооружение слово "деятельность" и ощущая, что на уроке она пока минимальна, я пыталась создать благоприятный фон, на котором деятельность стала бы успешной. Сегодня на уроке вступить в сотрудничество со своими учениками становится день ото дня все тяжелее. Поток информации, который лавиной обрушивается на них, делает их, к сожалению, слишком инфантильными в процессе учебной деятельности. Переключить ученика на нужную волну с интеллектуальной мотивацией, порой просто невозможно. Поэтому для меня система внедрения информационных технологий в образовательный процесс рассматривается, в первую очередь, как необыкновенный источник эмоциональных способов вступления в контакт со своими учениками. Не случайно мы сегодня слышим термин "эмоциональный интеллект". И современные исследования подтверждают, что преуспевающие люди именно по уровню эмоционального интеллекта превосходят своих современников. Положительные эмоции – это то, от чего ни один из учеников, неважно, сильный он или слабый, не откажется. Поэтому свой урок я всегда начинаю со слайда, казалось бы, на отвлеченную тему и который несет или эмоциональный заряд, или смысловой ключ к рассматриваемой далее теме. В конце урока мы обязательно возвращаемся к увиденному в начале. Для того что бы ответить на вопрос "Зачем этот слайд появился?" и обсудить насколько он был удачен в своей подборке. Преимущества этого приема следующие: - есть возможность сформировать положительный фон урока в самом начале; - у учителя есть несколько минут, пока держится внимание учеников на слайде, на мотивацию к изучению новой темы; - можно поиграть в ассоциации между реальностью и абстрактными математическими моделями; - закольцевать урок, так как нам невольно приходится в конце вспоминать начальный слайд; - есть возможность вступления учеников в дискуссию с учителем на равных при обсуждении удачности подборки слайда; - урок начинается с реальной ситуации в жизни и заканчивается возвращением со страниц учебника в мир вокруг нас; - если подобное начало урока ввести в систему, то со временем дети сами начнут предлагать свои варианты вступительного слайда. Мы учимся в содружестве не только понимать друг друга, но и ощущать эмоциональный настрой каждого. Возможность с помощью интернет-ресурсов визуализировать изучаемый материал тоже помогает достичь успешности каждого из учеников. Так, например, иллюстрация к басне Крылова "Лебедь, рак и щука" появляется на первом слайде к уроку по теме "Введение координат вектора", 9 класс. Зачем?... Всплывает вектор сил из физики, устанавливается невозможности применения понятия "свободный вектор" к физическим величинам, выходим на аналогию с понятием координат точки на плоскости. Цепочка сравнений позволяет ученикам самостоятельно прийти к построению алгоритма введения координат вектора. Результат: вступили в дискуссию, по аналогии пришли к возможности введения нового понятия через алгоритм построения предыдущего. Цель достигнута. Мыслительная деятельность была активна со стороны всех присутствующих. Работа с интерактивной доской и презентацией позволяют усиливать эффект живого языка математики. Например, округление чисел. Округлая форма, удобная для чего и когда? Какие виды округлений, помимо математического, существуют вокруг нас? Дети сами ответят на поставленные вопросы при хорошей подборке слайдов. Варианты: 1. Цена товара 9999 рублей – антиокругление. 2. При разговоре 3мин 4 сек по существующему тарифу вы оплатите 5 минут. Это округление по какому закону? 3. А почему в геометрии мы изучаем свойства именно таких геометрических фигур? При удачной мотивации к учителю рекой польется поток маленьких презентаций на тему, где мы сталкиваемся с треугольниками, прямоугольниками и т.д. будет из чего выбрать для последующих классов и чем раскрасит уроки сегодня. Предмет оживает, дети активны. Очень интересна работа с тестами на компьютере или через систему электронного тестирования и голосования SMART Response. Появляется возможность от пятерок, четверок, троек и двоек перейти к словесным характеристикам: "Молодец!", "Блестящие результаты!", "Есть над чем поработать". При этом, неплохо приучать детей получая эмоциональный заряд от словесной оценки самостоятельно переходить к пятибальной. Этот переход не у всех и не сразу будет адекватным, но формироваться, при помощи учителя, самооценка, все-таки, будет. Нельзя недооценивать возможности информационных технологий при работе над коррекцией знаний. Прекрасно помогает в этом документ-камера. Она позволяет, например, при согласии ученика, увидеть всему классу написанную им только что работу и тут же разобрать имеющиеся недостатки и ошибки, обсудить возможную оценку. Преимущества этого приема: - материал еще интересен, потому что пока не оценен; - прекрасная возможность в дискуссии услышать друг друга и аргументировать свою точку зрения; При этом формируется здоровый взгляд на оценку собственных результатов, где первична именно правильность изложенного материала, а не оценка за него. Нельзя не обратить внимание на возможность создания информационных слайдов по предмету для учеников, родителей и коллег где, в первую очередь, представляется информация о возможных олимпиадах и конкурсах, и конечно же, озвучиваются темы работ для творческих проектов. Предложенная к обсуждению информация позволяет скорейшим путем найти единомышленников и вступить в творческий процесс поиска наилучших форм изложения материала. Таким образом, информационные слайды позволяют в новом ракурсе расцвести внеклассной работе по предмету в содружестве с учениками и коллегами. Вот возможная динамика развития внеурочной деятельности с 5 класса по 9 класс. 5 класс. Внеклассное мероприятие "Первые шаги в геометрии". Цель – забегая вперед приобщать детей к культуре геометрии и ее законам. Всем должно быть интересно, понятно. Очень хочется, чтобы следуя за широчайшей системой внедрения информационных технологий в образовательный процесс, мы не увлеклись затехничиванием этого процесса и не забыли о живой человеческой мысли, о живых и нестандартных детях. Мы не должны допустить чтобы они потерялись в мире информатизации. Мы должны помочь им успешными и эмоциональными войти во взрослую жизнь уже умея работать с информацией на свое благо, не потеряв при этом способности к живому человеческому общению. | |
Просмотров: 458 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |